формальный короткий текст
Отталкиваясь от чувства, через изображение я показываю, минуя слова, каким может быть мир. Это сродни визионерскому опыту, попытка поймать в плоскости фотографии то что «немо в языке».
Язык предназначен для выражения и описания, будучи ограничен словарем и синтаксисом оказывается беспомощным, когда дело касается скрытого и невыразимого. Я работаю (или пытаюсь работать) с тем, что, сложно поддается описанию.
Я не разделяю цифру и пленку, форматы и носители. В ряде случаев лучшая камера — та, что меньше весит, или ее не жалко утопить, или та на которую ставится оптика которой снята предыдущая часть проекта. В своей работе много внимания уделяю рисунку оптики, и соответственно использую камеру того формата которого требует оптика.
написанное чуть более человеческим языком
Я художник, фотография для меня только техническое средство, инструмент. Инструмент фиксации состояний, фиксации того, что дается только мельком, и не выносит пристального внимания… как искусство карманной кражи… как попытки фотографировать во время спиритических сеансов
Я не спирит, но из школьной программы знаю, что духи показывать себя только для того чтобы поймать внимание свидетеля и не дать обернуться. Интересующее меня происходит всегда за спиной.
Я всячески пытаюсь отмежеваться от документальности. Даже если в мои фотографические ловушки окажутся пойманы феи, хочу чтобы зритель имел возможность «не верить», а духи могли ускользнуть туда, куда они обычно ускользают, не будучи пойманными.
Мистический реализм не навязывает, позволяя зрителю самому решать что реально, и сколько голов у дракона в небесах. Сам я настолько заигрался, что уже не различаю сказку и реальность. В свете мистического реализма вопрос «где это снято» не корректен для моих работ.
(большинства мох работ… как сноска… не отказываю себе в праве снимать и документ)
Когда я говорю о пейзажах, то имею в виду те пространства, которые возникают в грезах. Меня интересуют «внутренние пейзажи» и, может быть их проекции на какие-то реально существующие «объекты природной среды».
Поэтому мои работы стоит воспринимать скорее, как художественно-философский вымысел, нежели объективное описание явлений реальности.
Про технику:
Я не разделяю цифру и пленку, форматы и носители. В ряде случаев лучшая камера — та, что меньше весит, или ее не жалко утопить, или та на которую ставится оптика которой снята предыдущая часть проекта. В своей работе много внимания уделяю рисунку оптики, и соответственно использую камеру того формата которого требует оптика.
При съемке и обработке изображений я использую личные разработки и методики, использую проприетарную технику и методики как цифровые так и аналоговые. Некоторые проекты снимаю специально сконструированной для них оптикой, которую демонтирую после того как проект закончен. Несовершенная оптика позволяет мне работать с формой: скрывать частности, и выявлять главное.
Основной способ печати:архивная пигментная печать. При том что печатаю только сам, при полном контроле процесса. Я разделяю «искусство печати» и «искусство фотографии», стараясь не делать из «искусства печати» кумира.
Субъективные место и время
время в которое снята фотография важно, как фиксация момента личной «не анизотропности» времени, того свойства времени которое влияет на «внутренние ландшафты». При этом место съемки, в географическом или топонимическом плане, для меня (для восприятия работ) не имеют смысла.
Мои работы больше внутри нежели снаружи и для их раскрытия требуется некое «напряженное созерцание» в чистоте и тишине, в «правильном» месте.
Если же говорить о просмотре работ, о тех произведениях в которых поймано состояние, то для «раскрытия» пойманного пространства важно место и время в которые работы показываются. Это чем-то подобно раскрытию вкуса и аромата чая во время чайной церемонии, когда ритуал создает правильный настрой для восприятия тонких вкусовых нюансов. (что-то подобное наверняка справедливо для вина, табака или кофе… пишу о чае как о наиболее близком мне).
bio
Stas Shakarvis (full first name Stasis) was born in 1972 in the USSR. He is the citizen of Lithuania, now lives and works in Moscow, Russia.
Stas grew up in scientific workers family, where the visual art was kind of an “alien” stuff. He received technical education. He learned the technical side of photography in childish years. In 2002 Stas realized his aspiration to be an artist. The classical photographical technique didn’t satisfy him, so he started to create self designed lenses. The first successful results of this work arrived to the year 2006. The optical performance of the new lenses came close to what he was looking for.
It’s important, that the construction of the lenses is not the aim itself. It is only the creation of an instrument for the art work.
Until his awaking in early 2000, Stasis used not visual images but words in his inner life. It was poetry, philosophy, theosophy, mythology…. But up to 2000 he reached the border of the verbal communication, and only visual language became the road from this dead end. The pictorial photographers of late XIX – early XX centuries had their roots in visual art – painting. Stas Shakarvis, having many formal parallels with them, is coming from the verbal side, mostly from mythology.
Stas Shakarvis created and showed a number of projects since 2007. They are “Follow the Light” – 2007; “Bufo” – 2009; “Not make for yourself an idol” – 2010; “Scary Tales” – 2011; “First day by the Leta river” – 2011; “The Fox in a City” – 2012; “Looking for Invisible Duck” – 2016; “Inside- of the Eternal Flame” – 2018.
He had a number of “landscape” projects to 2014: “In Search of the Sacred” “Looking for (neolithic) paradise”, “Benign places”. Stas understood, that he is not ready to finish these projects yet. So, he collected some pictures from these projects to create (in collaboration with Georgy Kolosov, the artist revived the Russian pictorial photograph in the 80s) another project called “Intense Contemplation”.
Statment
Starting from the feeling, through the image, I show, bypassing words, what the world can be without an active observer. This is akin to a visionary experience, an attempt to catch in the plane of photography what is «dumb in language».
The language intended for expression and description, being limited to a dictionary and syntax, is helpless when it comes to the hidden and ineffable. I’m working (or trying to work) with something that is difficult to describe.
I try in every possible way to disassociate myself from the documentary. Even if fairies are caught in my photographic traps, I want the viewer to be able to «not believe», and spirits could slip back where they usually escape without being caught.
I photograph self-constructed optics. Imperfect optics allows you to work with the form: hide the particular and identify the main thing. I pay a lot of attention to character of the lens (оptical pattern of lens). I print my work on «hybrid technology»: scanning, then archival pigment printing under the author’s control. When processing a film I use developers of my own design (education allows to do this consciously).